Елки из бактерий, кристаллов, бабочек и колб: в министерстве науки подвели итоги конкурса научных елок
Онлайн-конкурс инноваций в украшении елок #Научнаяелка стартовал 12 декабря. Цель конкурса - популяризация научного знания, развитие творческого потенциала участников и создание праздничного настроения в научных сообществах в социальных сетях. На конкурс поступили эволюционные, химические, светодиодные, информационные, литературные, экологические, орнитологические, энтомологические елки, бактериологические и даже цифровые. За 2 недели поступило несколько десятков работ – фото и видео с украшенными в научном стиле новогодними деревьями можно наблюдать в сообществе миннауки НСО под хэштегом #НаучнаяЕлка. Участники активно призывали голосовать за свои работы, единомышленники их поддерживали и тоже вдохновлялись, глядя на творческие работы.
Лидеры были определены по количеству лайков поста автора. Сегодня министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев вручил награды самым активным участникам конкурса - брендированные инновационные сувениры и подарки от Новосибирского областного инновационного фонда, пригласительные билеты в театр (конкурс проводится при поддержке министерства культуры Новосибирской области), а также сувениры от Академпарка и экскурсии с гидом по наклонным башням Технопарка Академгородка. Итоги были озвучены ученым Дедом Морозом.
Министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев поблагодарил ребят и их руководителей за участие в конкурсе и поздравил с наступающим Новым годом: «Спасибо вам, дорогие дети и руководители за ваш интерес к науке и стремление к знаниям. Мы гордимся вами и всегда готовы поддерживать вас в ваших научных увлечениях. Пусть ваша любознательность и научный поиск никогда не иссякают, а ваше желание учиться и развиваться только растет. Помните, что многие из вас – уже настоящие ученые, у некоторых еще все впереди, вас ждет еще много новых открытий. Следующий год объявлен Президентом России Владимиром Путиным Годом семьи, в регионе будет активно внедряться инициатива «Наука для все семьи» - все это очень символично, ведь только в семье можно воспитать тягу к знаниям и воплотить совместно любые начинания. Мы, в министерстве науки с надеждой смотрим на вас и верим в ваше большое будущее».
Лидерами по числу лайков в конкурсе стали:
1. Более 300 голосов набрала работа юных геологов. Участники и руководители клуба «Юный геолог» им. П.М. Бондаренко создали геологическую или эволюционную елку, которая хранит в себе всю историю развития жизни на Земле. Каждый флажок эволюционной гирлянды отвечает определенному возрасту Земли и раскрашен так же, как и на настоящей геологической карте. Рассматривая украшения на елке, каждый может познакомиться с животными, которые жили на нашей планете последние 3,5 миллиарда лет. Все они расположены по порядку появления на Земле. На вершине елки - человек как венец эволюции.
2. Образовательный центр «Горностай» собрал более двухсот лайков, впечатлив аудиторию своим видео и научно-креативным подходом. 3 «И» класс участвовал в челлендже «Я — учёный». Нужно было найти фотографию или картинку учёного и полностью её повторить. И эти фотографии ребят в образе ученых теперь красуются на новогодней умной елке класса.
3. Более 130 лайков получили генетические елки, они также стали очень популяры в ходе онлайн-голосования. Их создал коллектив детского сада №28 создал, презентовали работу воспитанники сада - сестры Алиса и Лера из младшей и средней групп. ДНК - макромолекула, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение генетической программы живых организмов. Молекула ДНК хранит биологическую информацию в виде генетического кода, состоящего из последовательности нуклеотидов. Нуклеотиды выстраиваются в две цепочки, которые закручены разнонаправленно друг к другу, образуя двойную спираль. Всего в одно й молекуле ДНК человека содержатся 3 млрд. пар нуклеотидов. Братья и сестры унаследует разный набор ДНК от каждого родителя. Из-за рекомбинации у братьев и сестер генетически организм совпадает в среднем только на 50%.
4. Самый активный и многочисленный коллектив-участник конкурса, талантливые исследователи и популяризаторы науки из НГАУ. Лаборатории университета представили сразу несколько участников. Общее число голосов трех работ превысило 150. Так, Екатерина Гризанова – ведущий научный сотрудник лаборатории защиты растений и биотехнологии точно знает, как сделать научную елку и поднять всем новогоднее настроение у себя на работе, она нарядила елку лабораторными материалами: перчатками и пробирками. Членистоногие звезды репортажей и по совместительству младшие научные «сотрудники» лаборатории биологической защиты растений и биотехнологии НГАУ (таракан, палочник и кузнечик) тоже уже готовы к Новому году. Вместе с биотехнологами НГАУ они нарядили свою научную елку. Под конец конкурса новосибирские микробиологи нарисовали научную елку стафилококком и сальмонеллой, удивив общественность. Сотрудник микробиологической лаборатории НГАУ Яна Юзвенко с коллегами, исследуя безопасность пищевых продуктов, в процессе работы с патогенными микроорганизмами Salmonella enteritidis и Staphylococcus aureus решили создать картины, нарисовав их краской-культурой сальмонеллы и стафилококка. Получилось необычное творчество (на красном фоне - сальмонелла, на бежевом - стафилококк).
5. Ярче всех светила в Интернете светодиодная елка от 12-летнего Данила Плехова, учащегося «Лицея № 28» г. Новосибирска, который вдохновившись фотоникой и светотехникой, создал инновационную светодиодную ёлку. У него более 100 лайков. Работа выполнена совместно с папой. Была сделана схема электропроводки в светодиодном исполнении, которую поместили внутри елки и закрыли тканью. За свое инжнерное мышление Данил получил награду от Академпарка. Инноваторы пригласили мальчика посетить Технопарк Академгородка, где ему проведут индивидуальную экскурсию по башням и расскажут о проектах Академпарка.
6. Цифровая елка пришлась по душе многим подписчикам - это инновационная елка ученика «Средней общеобразовательной школы № 1» г. Бердска 14-летнего Павла Евдокимова. У него более 65-ти лайков. На работу талантливого мальчика вдохновило программирование на языке Python. #НаучнаяЕлка выполнена с помощью библиотеки turtle, в создании был использован определённый код, благодаря которому мы и видим анимацию на своём экране! За свой цифровой подход Павел получает индивидуальную экскурсию в Технопарк, где он сможет пообщаться с IT-специалистами и набраться опыта у профессионалов в компьютерной сфере.
7. Ещё одна группа участников, которые получили отдельную номинацию в конкурсе «Самая научная семья» – дедушка Прокопий Ноговицын и его научная команда внуков из якутского села Ой. Якутский краевед со своей семьей, состоящей из 7 внуков, решили принять участие в конкурсе министерства и нарядили свою научную елку. Прокопий Ноговицын прививает своим внукам интерес к науке и истории своего родного края с самого детства: ходит с детьми экспедиции под эгидой Российского географического общества, читает книги, учит фотографировать, помогает режиссерам в съемках документальных фильмов про природные богатства и историю Якутии. Находки из экспедиций ребята передают для дальнейшего изучения ученым, в том числе новосибирским – научными партнерами краеведом являются сибирские археологи Сергей Алкин и Евгений Кандыба, палеонтолог Евгений Бушуев. Принцип взаимодействия в работе экспедиции «Эллэйада» основан на социальном сотрудничестве: школа – семья – наука – культура. И соответствует инициативам Десятилетия науки и технологий в России «Наука для всей семьи» и «Научное волонтерство». Ребятам и их научному руководителю министерство науки региона, институты СО РАН собрали новогоднюю научную посылку, она направлена в город Якутск и будет передана семье через Минобранауки Якутии в канун Дня российской науки и 300-летия РАН.
Кроме того, свои научные елки нарядили ребята из образовательных учреждений Искитимского, Чулымского, Татарского и Маслянинского районов. К ним также отправляются подарки от министерства.