Федеральные эксперты и представители СО РАН рассказали о главных правилах научпоп-журналистики
Международный форум технологического развития «Технопром-2024» проводится в 11-й раз и входит в программу Десятилетия науки и технологий. В этом году масштабное мероприятие собрало более 20 тысяч гостей, а также около 150 делегатов из 38 стран. Главная тема форума — «Наука и технологии — основа социально-экономического и пространственного развития России». Деловая программа форума включает более 200 мероприятий, из них 10 пленарных заседаний и дискуссий, задействованы более 500 спикеров, более 21 тысячи участников. На мероприятии работает более 250 представителей прессы.
С журналистским сообществом региона, пресс-секретарями научных организаций, студентами эксперты поделились секретами создания научно-популярного контента и обсудили, как говорить с широкой аудиторией на сложные темы. Как придумать заголовок к научной новости? Откуда брать информацию об актуальных исследованиях? Где искать спикеров для статей и видеороликов? На эти и другие вопросы ответили ведущие специалисты и преподаватели курса «Научпоп-журналистика», который проводят Школа RT и АНО «Национальные приоритеты» в Десятилетие науки и технологий.
На мероприятии выступили главный продюсер АНО «Национальные приоритеты» Глеб Федоров, руководитель службы образовательных проектов телеканала RT Анна Ковтунова и начальник управления по пропаганде и популяризации научных достижений Сибирского отделения РАН Юлия Позднякова.
Глава пресс-службы СО РАН Юлия Позднякова представила чек-лист с рекомендациями, каким должен быть материал о научных исследованиях и что важно учитывать при его подготовке. По ее словам, в первую очередь стоит рассказывать о результатах научных исследований и выводах авторов. Интересными для широкой аудитории могут стать материалы, посвященные политике в научной сфере (например, новым законопроектам), созданию научной инфраструктуры и, конечно, самим ученым — их личным историям и тому, как они пришли в науку.
«Важная часть работы — это верификация, проверка фактов на подлинность. Помочь в этом могут научные статьи в профильных журналах. Если исследование, на которое вы ссылаетесь, там опубликовано, значит, оно прошло проверку. Но еще следует понимать, в каком научном журнале вышла статья. Для этого есть база данных, где ранжируют издания по авторитетности. Например, русскоязычный ресурс «Белый список», — добавила Юлия Позднякова.
Дополнениями к чек-листу поделился главный продюсер АНО «Национальные приоритеты» Глеб Федоров. На примере видеороликов и готового сценария он продемонстрировал приемы, которые помогут заинтересовать зрителей, незнакомых с научной отраслью.
«Перед началом работы необходимо прочитать все по теме, о которой вы хотите рассказать, включая научные статьи. Изучите, чем конкретно занимаются ученые, с которыми вы будете говорить, подготовьте предварительный сценарий с четкой структурой. Важно, чтобы одно видео или статья были посвящены только одной теме, иначе материал будет перегружен», — подчеркнул эксперт.
Организаторы также объявили о старте приема заявок на второй курс по научпоп-журналистике, который начнется 1 октября. Это бесплатный просветительский проект, нацеленный на повышение качества материалов студенческих и научно-популярных СМИ, а также на формирование сообщества журналистов, освещающих достижения российской науки и технологий.
Подать заявку для участия в онлайн-курсе можно до 22 сентября включительно. После прохождения курса лучшие ученики смогут попасть на главное научное событие этого года — IV Конгресс молодых ученых, который пройдет 20-22 ноября на Федеральной территории «Сириус».